Доктор, альфа - сопрано и фанат хороших лирических теноров) Командую своим парадом) Эпична как древнегреческий эпос, аххаха)
Итак, дорогие трудящиеся, по вашим заявкам медицина в Древнем Египте.
читать дальшеНаши знания о древнеегипетской медицине основаны на текстах древних медицинских руководств и сборников предписаний, свидетельствующих об эрудиции врачей и их отношении к больным. До наших дней сохранилось всего десять медицинских папирусов, получивших свои названия по имени первых владельцев (Эдвин Смит, Херст, Честер-Битти, Карлсберг), или по месту находки (Кахунский, из Рамсессума), или по названию города, где хранятся (Берлинский, Лондонский, Лейденский), или по имени первого издателя (Г.Эберс).
Содержание этих папирусов свидетельствует о том, что ко II тысячелетию до н.э. уровень развития медицины в Египте становится намного выше, чем у сопредельных с ним государств. Судя по сохранившимся документам, египетские фараоны посылают своих врачей в чужие страны не только для того, чтобы вылечить их правителей и членов их семей, но и произвести впечатление на своих союзников искусством своих врачей, а тем самым укрепить свой престиж. Наглядным примером могут быть выдержки из сохранившейся переписки египетского фараона Рамсеса II (XIII век до н.э.) с хеттским царем Хаттусилисом III.
Хеттский царь неоднократно обращался с просьбой прислать врача, чтобы исцелить недуг, причиняемый болезнью. Наконец, Рамсес II извещает Хаттусилиса о скором прибытии двух человек: асу (врача, проводившего лечение посредством лекарств, приготавливаемых из растений и минералов) и аширу (жреца, борющегося со сверхъестественными силами посредством магии и заклинаний).
Судя по другому письму, для хеттского царя, страдающего болезнью глаз, Рамсес II послал «хорошее медицинское средство». Еще в одном письме Рамсес II сообщает об отправке более опытного специалиста по имени Пареамаха, имеющего титул «писца» и «врача», вместо двух ранее направленных врачей, которые не смогли вылечить племянника Хаттусилиса.
Из сохранившихся источников мы можем узнать о жизни и профессиональной деятельности врачей Древнего Египта. Известно, что их число было велико и занимали они очень высокое социальное положение. Врачи в Египте были, говоря современным языком, чиновниками, они жили при храмах и на доходы, получаемые от земель, принадлежащих храмам. Дополнительно на их содержание выделялась часть государственных сборов. Особо отмечается, что врачи не получали никаких вознаграждений от пациентов.
В своей практике врачи были обязаны строго придерживаться указаний, изложенных в медицинских руководствах и сборниках, подобных, по всей видимости, сохранившимся папирусам Г.Эберса и Эдвина Смита. Одновременно, как сообщают греческие авторы, в Египте существовало еще 36 медицинских трактатов, таких, как «Книга сердца», «Книга глазных болезней». Доступ к этим трактатам имели только особо посвященные врачи и жрецы.
Существует много свидетельств того, что египтяне верили в эффективность и применения медикаментов, и использования магии. Между этими двумя способами не было жесткого разделения: медицинское лечение, как правило, содержит небольшие примеси магических процедур, в то время как магические меры против болезней используют традиционную фармакопею.
По современным понятиям, лечение в значительной степени заключалось в разработанной системе внушения, практиковалось воздействие во сне на психику человека. При многих заболеваниях, в том числе и острых, лечение в течение первых четырех дней было выжидательным. Это обосновывалось тем, что несвоевременным и неуместным вмешательством можно нарушить естественное течение болезни и отрицательным образом повлиять на целительную силу природы. Само лечение состояло в употреблении несильных средств, обязательным при болезни было соблюдение диеты.
Для лечения любой болезни существовало несколько рецептов, а потому принималось во внимание то, что одни лекарства действуют быстро, другие — медленно, что не все лекарства могут быть применены во все времена года. Египтяне полагали, что каждый орган в большей степени, чем обычно предрасположен для воздействия в определенный час дня. Недавно современные специалисты по биоритмам подтвердили обоснованность наблюдений древних врачей. Так, например, часом биологического расслабления печени является 19 часов, а мочевого тракта — 3 часа ночи.
Египетский врач считался с возрастом больного. Лекарства из пивных дрожжей, зеленых фиг и некоторых растительных веществ, которые назначались взрослым, запрещено было давать детям. Для них чаще всего назначались припарки вокруг тела из папируса, пропитанного различными маслами.
Все это дает основание утверждать, что серьезное внимание древнеегипетских врачей к обобщению практических результатов явилось началом медицинской науки.
Анализ содержания медицинских папирусов, замечаний в литературных памятниках и отдельных упоминаний в сборниках законов, а также археологические находки медицинских инструментов позволяют представить уровень достижений египетских врачевателей по разделам, принятыми современной медицинской наукой.
Одним из наиболее развитых направлений в древнеегипетской медицине являлась хирургия. Врачам того времени были известны методы лечения переломов костей, хотя описаний таковых мы и не найдем в сохранившихся папирусах. В данном случае основанием для такого утверждения являются многочисленные находки хорошо сросшихся костей у мумий, захороненных даже в начале III тысячелетия до н.э. В отдельных случаях сохранились и лубки вокруг конечностей с материалом, напоминающим бинты.
Судя по изображениям в храмах, египетские хирурги делали ампутации, перевязывали гноящиеся раны, ставили банки, для чего использовали рога животных. Отваживались они и на более сложное хирургическое вмешательство. Скальпели, ножи, иглы с тщательно отполированной поверхностью известны нам по находкам в гробницах. Там же найдены средства для прижигания, используемые для разрушения опухолей и остановки кровотечений.
Стоит подробнее остановиться на знаменитом хирургическом папирусе Эдвина Смита (XVI в. до н.э.), который поражает своей исключительной научной точностью и ясностью изложения. Он является одним из самых древних из дошедших до нас текстов о строении человеческого тела и хирургическом лечении, содержит первое дошедшее до нас описание мозга.
Более детальное ознакомление с текстом папируса позволяет отметить следующее.
17 колонок на лицевой стороне составляют часть хирургического трактата, самого древнего из когда-либо найденных в мире. Текст на оборотной стороне — это набор случайно полученных сведений, включающих магические заклинания против вредителей, рецепты лечения гинекологических заболеваний, рецепты по уходу за кожей, приемы омолаживания.
Хирургический трактат состоит из последовательных и взаимосвязанных описаний 48 различных травм (травматические повреждений черепа, мозга, шейных позвонков, грудной клетки и позвоночника) и методов их исцеления. По стилю это четкие указания учителя ученику. Каждое описание включает название травмы, описание симптомов, формулировку заключения, перечень рецептов лечения и разъяснение впервые использованных фраз и выражений.
В папирусе Смита встречаются такие рекомендации для хирургов, которые звучат удивительно современно. «Когда перед тобой человек с поврежденной ключицей и ты увидишь, что она короче и стоит не так, как другая... скажи себе: вот болезнь, которую я стану лечить. И тогда ты должен уложить его навзничь, подложить нечто между лопатками и расправить ему плечи, чтобы сломанные кости стали на свое место. И ты должен сделать из ткани два жгута и связать ими руки сзади».
Трактат четко систематизирован по случаям, начиная с повреждения головы, затем носа, горла, ключицы, грудной клетки, позвоночника. Лечение травм, в основном, осуществляется рациональными методами путем хирургического вмешательства. Обращение к магическим приемам, точнее сказать, к заклинаниям, имеется только в одном из 48 случаев.
Каждый из 48 случаев травм классифицируется по одному из трех вердиктов: благоприятный — «я буду его лечить», неопределенный — «я буду бороться» и неблагоприятный — «я не буду его касаться». Вот пример таких рассуждений: «если ты пользуешь больного, у которого рана на виске, и эта рана зияет, то тогда ты должен исследовать его рану, если ты найдешь его височную кость неповрежденной, то ты должен сказать: эта рана на виске, и это страдание я буду лечить».
Неблагоприятный вердикт выносится в 14 случаях и составляет группу травм, которые врач не может вылечить и которые представляют для него, говоря современным языком, лишь научный, теоретический интерес. Среди такого рода сведений — древнейшее описание паралича верхних и нижних конечностей с потерей речи и слуха в результате травматического повреждения мозга.
Много места занимает описание ран и травм, полученных в сражениях, вывихов и переломов. На кровоточащую свежую рану накладывали кусок сырого мяса, затем края ее сшивали при помощи игл и ниток. Гноящиеся раны присыпали хлебной или древесной плесенью.
Здесь интересно провести следующие исторические параллели. Использование плесени для заживления гноящихся ран на первый взгляд кажется парадоксальным, однако египетским врачам было известно о ее целительном действии. Эмпирические знания древних медиков получили научное подтверждение спустя тысячи лет. В 20-х гг. XX в. английский бактериолог Александр Флеминг выделил из плесени пенициллин — антибиотик широкого противомикробного действия. В 1929 г. он опубликовал данные об этом открытии, которое не привлекло внимания научной общественности, как и его рассказ о пенициллине в 1936 г. на Международном конгрессе микробиологов. Только в 1940 г. применение пенициллина вошло в лечебную практику, а в 1945 г. Флеминг за свои работы был удостоен Нобелевской премии.
Таким образом, дошедшие до нас источники убедительно свидетельствуют об усиленном интересе египтян к врачеванию, целенаправленном и научном подходе к болезням и об эрудиции врачей того времени.
читать дальшеНаши знания о древнеегипетской медицине основаны на текстах древних медицинских руководств и сборников предписаний, свидетельствующих об эрудиции врачей и их отношении к больным. До наших дней сохранилось всего десять медицинских папирусов, получивших свои названия по имени первых владельцев (Эдвин Смит, Херст, Честер-Битти, Карлсберг), или по месту находки (Кахунский, из Рамсессума), или по названию города, где хранятся (Берлинский, Лондонский, Лейденский), или по имени первого издателя (Г.Эберс).
Содержание этих папирусов свидетельствует о том, что ко II тысячелетию до н.э. уровень развития медицины в Египте становится намного выше, чем у сопредельных с ним государств. Судя по сохранившимся документам, египетские фараоны посылают своих врачей в чужие страны не только для того, чтобы вылечить их правителей и членов их семей, но и произвести впечатление на своих союзников искусством своих врачей, а тем самым укрепить свой престиж. Наглядным примером могут быть выдержки из сохранившейся переписки египетского фараона Рамсеса II (XIII век до н.э.) с хеттским царем Хаттусилисом III.
Хеттский царь неоднократно обращался с просьбой прислать врача, чтобы исцелить недуг, причиняемый болезнью. Наконец, Рамсес II извещает Хаттусилиса о скором прибытии двух человек: асу (врача, проводившего лечение посредством лекарств, приготавливаемых из растений и минералов) и аширу (жреца, борющегося со сверхъестественными силами посредством магии и заклинаний).
Судя по другому письму, для хеттского царя, страдающего болезнью глаз, Рамсес II послал «хорошее медицинское средство». Еще в одном письме Рамсес II сообщает об отправке более опытного специалиста по имени Пареамаха, имеющего титул «писца» и «врача», вместо двух ранее направленных врачей, которые не смогли вылечить племянника Хаттусилиса.
Из сохранившихся источников мы можем узнать о жизни и профессиональной деятельности врачей Древнего Египта. Известно, что их число было велико и занимали они очень высокое социальное положение. Врачи в Египте были, говоря современным языком, чиновниками, они жили при храмах и на доходы, получаемые от земель, принадлежащих храмам. Дополнительно на их содержание выделялась часть государственных сборов. Особо отмечается, что врачи не получали никаких вознаграждений от пациентов.
В своей практике врачи были обязаны строго придерживаться указаний, изложенных в медицинских руководствах и сборниках, подобных, по всей видимости, сохранившимся папирусам Г.Эберса и Эдвина Смита. Одновременно, как сообщают греческие авторы, в Египте существовало еще 36 медицинских трактатов, таких, как «Книга сердца», «Книга глазных болезней». Доступ к этим трактатам имели только особо посвященные врачи и жрецы.
Существует много свидетельств того, что египтяне верили в эффективность и применения медикаментов, и использования магии. Между этими двумя способами не было жесткого разделения: медицинское лечение, как правило, содержит небольшие примеси магических процедур, в то время как магические меры против болезней используют традиционную фармакопею.
По современным понятиям, лечение в значительной степени заключалось в разработанной системе внушения, практиковалось воздействие во сне на психику человека. При многих заболеваниях, в том числе и острых, лечение в течение первых четырех дней было выжидательным. Это обосновывалось тем, что несвоевременным и неуместным вмешательством можно нарушить естественное течение болезни и отрицательным образом повлиять на целительную силу природы. Само лечение состояло в употреблении несильных средств, обязательным при болезни было соблюдение диеты.
Для лечения любой болезни существовало несколько рецептов, а потому принималось во внимание то, что одни лекарства действуют быстро, другие — медленно, что не все лекарства могут быть применены во все времена года. Египтяне полагали, что каждый орган в большей степени, чем обычно предрасположен для воздействия в определенный час дня. Недавно современные специалисты по биоритмам подтвердили обоснованность наблюдений древних врачей. Так, например, часом биологического расслабления печени является 19 часов, а мочевого тракта — 3 часа ночи.
Египетский врач считался с возрастом больного. Лекарства из пивных дрожжей, зеленых фиг и некоторых растительных веществ, которые назначались взрослым, запрещено было давать детям. Для них чаще всего назначались припарки вокруг тела из папируса, пропитанного различными маслами.
Все это дает основание утверждать, что серьезное внимание древнеегипетских врачей к обобщению практических результатов явилось началом медицинской науки.
Анализ содержания медицинских папирусов, замечаний в литературных памятниках и отдельных упоминаний в сборниках законов, а также археологические находки медицинских инструментов позволяют представить уровень достижений египетских врачевателей по разделам, принятыми современной медицинской наукой.
Одним из наиболее развитых направлений в древнеегипетской медицине являлась хирургия. Врачам того времени были известны методы лечения переломов костей, хотя описаний таковых мы и не найдем в сохранившихся папирусах. В данном случае основанием для такого утверждения являются многочисленные находки хорошо сросшихся костей у мумий, захороненных даже в начале III тысячелетия до н.э. В отдельных случаях сохранились и лубки вокруг конечностей с материалом, напоминающим бинты.
Судя по изображениям в храмах, египетские хирурги делали ампутации, перевязывали гноящиеся раны, ставили банки, для чего использовали рога животных. Отваживались они и на более сложное хирургическое вмешательство. Скальпели, ножи, иглы с тщательно отполированной поверхностью известны нам по находкам в гробницах. Там же найдены средства для прижигания, используемые для разрушения опухолей и остановки кровотечений.
Стоит подробнее остановиться на знаменитом хирургическом папирусе Эдвина Смита (XVI в. до н.э.), который поражает своей исключительной научной точностью и ясностью изложения. Он является одним из самых древних из дошедших до нас текстов о строении человеческого тела и хирургическом лечении, содержит первое дошедшее до нас описание мозга.
Более детальное ознакомление с текстом папируса позволяет отметить следующее.
17 колонок на лицевой стороне составляют часть хирургического трактата, самого древнего из когда-либо найденных в мире. Текст на оборотной стороне — это набор случайно полученных сведений, включающих магические заклинания против вредителей, рецепты лечения гинекологических заболеваний, рецепты по уходу за кожей, приемы омолаживания.
Хирургический трактат состоит из последовательных и взаимосвязанных описаний 48 различных травм (травматические повреждений черепа, мозга, шейных позвонков, грудной клетки и позвоночника) и методов их исцеления. По стилю это четкие указания учителя ученику. Каждое описание включает название травмы, описание симптомов, формулировку заключения, перечень рецептов лечения и разъяснение впервые использованных фраз и выражений.
В папирусе Смита встречаются такие рекомендации для хирургов, которые звучат удивительно современно. «Когда перед тобой человек с поврежденной ключицей и ты увидишь, что она короче и стоит не так, как другая... скажи себе: вот болезнь, которую я стану лечить. И тогда ты должен уложить его навзничь, подложить нечто между лопатками и расправить ему плечи, чтобы сломанные кости стали на свое место. И ты должен сделать из ткани два жгута и связать ими руки сзади».
Трактат четко систематизирован по случаям, начиная с повреждения головы, затем носа, горла, ключицы, грудной клетки, позвоночника. Лечение травм, в основном, осуществляется рациональными методами путем хирургического вмешательства. Обращение к магическим приемам, точнее сказать, к заклинаниям, имеется только в одном из 48 случаев.
Каждый из 48 случаев травм классифицируется по одному из трех вердиктов: благоприятный — «я буду его лечить», неопределенный — «я буду бороться» и неблагоприятный — «я не буду его касаться». Вот пример таких рассуждений: «если ты пользуешь больного, у которого рана на виске, и эта рана зияет, то тогда ты должен исследовать его рану, если ты найдешь его височную кость неповрежденной, то ты должен сказать: эта рана на виске, и это страдание я буду лечить».
Неблагоприятный вердикт выносится в 14 случаях и составляет группу травм, которые врач не может вылечить и которые представляют для него, говоря современным языком, лишь научный, теоретический интерес. Среди такого рода сведений — древнейшее описание паралича верхних и нижних конечностей с потерей речи и слуха в результате травматического повреждения мозга.
Много места занимает описание ран и травм, полученных в сражениях, вывихов и переломов. На кровоточащую свежую рану накладывали кусок сырого мяса, затем края ее сшивали при помощи игл и ниток. Гноящиеся раны присыпали хлебной или древесной плесенью.
Здесь интересно провести следующие исторические параллели. Использование плесени для заживления гноящихся ран на первый взгляд кажется парадоксальным, однако египетским врачам было известно о ее целительном действии. Эмпирические знания древних медиков получили научное подтверждение спустя тысячи лет. В 20-х гг. XX в. английский бактериолог Александр Флеминг выделил из плесени пенициллин — антибиотик широкого противомикробного действия. В 1929 г. он опубликовал данные об этом открытии, которое не привлекло внимания научной общественности, как и его рассказ о пенициллине в 1936 г. на Международном конгрессе микробиологов. Только в 1940 г. применение пенициллина вошло в лечебную практику, а в 1945 г. Флеминг за свои работы был удостоен Нобелевской премии.
Таким образом, дошедшие до нас источники убедительно свидетельствуют об усиленном интересе египтян к врачеванию, целенаправленном и научном подходе к болезням и об эрудиции врачей того времени.
Я тут уже после своего медицинского сериала подумала, а теперь и у тебя тут прочла: почему же, интересно, про плесень так надолго забыли... Могли бы выделить пенициллин пораньше.
А что значит "биологичесокое расслабление"?
Они вообще очень много знали) Даже удивительно)
Kriemhild von Tronege, Про "буду лечить/буду бороться/не буду касаться" мне очень понравилось .
Сама в восторге была)))
всегда относилась к египетским учёным с уважением, но сейчас вдвойне прониклась.
Аналогично)
А что значит "биологичесокое расслабление"?
Наименьшая активность работы органа)
У мочевого тракта в три часа ночи, говорите? То-то мне в это время суток всегда жить не хочется и экзистенциальные проблемы одолевают